Аббревиатура SERM расшифровывается как Search Engine Reputation Management, или «управление репутацией в поисковых системах». Это комплекс мер, направленных на создание положительного имиджа бренда в сети интернет. SERM напрямую влияет на продвижение компании и повышение уровня продаж за счет привлечения новых клиентов.
В каких случаях бизнесу требуются услуги по SERM? Если компания не имеет собственного сайта или осуществляет продажи без использования всемирной паутины, это еще не значит, что у нее нет своей репутации в сети. Отзывы от клиентов появляются в ряде независимых сервисов, которые для этого и созданы. На основе мнений пользователей они формируют определенную репутацию компании, товара или услуги.
По статистике, к подобным площадкам обращаются те, кто уже готов что-то приобрести, но еще колеблется. Большинство принимают окончательное решение на основании отзывов «бывалых» покупателей. Репутация, которая формируется на таких независимых площадках, имеет большое значение для продвижения бизнеса – имидж с негативным окрасом может стать серьезной помехой для роста и развития компании.
Как начать создавать репутацию
Все отзывы условно можно разделить на три категории:
- положительные,
- отрицательные,
- нейтральные.
Самыми проблемными для компании считаются негативные отзывы. Они наносят сильный удар по репутации. Первоочередная цель SERM – вытеснение негативной информации с первых страниц поисковой выдачи. Для этого необходимо наладить косвенную и прямую связь со своими покупателями в интернете.
Комплекс мер для формирования позитивного имиджа бренда включает в себя следующие аспекты:
- Создание блога (на корпоративном сайте, страниц и сообществ в социальных сетях), в котором публикуются последние новости компании.
- Размещение публикаций об организации на различных сайтах.
- Общение с покупателями на независимых площадках.
Представители компании или подрядчик должны осуществлять постоянный мониторинг информационного поля. Существует ряд специальных программ, которые автоматически отслеживают появление информации в интернете по названию бренда. Но полностью полагаться на них нельзя. Программы работают по определенному алгоритму, который может пропустить отзыв, если он не соответствует задаче поиска. Оптимальным решением станет комбинирование ручного мониторинга поисковой выдачи и использования специальных сервисов.
Грамотная обратная связь с покупателями и своевременное решение их проблем поможет укрепить позиции и повысить (а в некоторых случаях и вовсе создать с нуля!) доверие к бренду. Главная задача SERM заключается в выявлении слабых мест репутации компании и последующей работе над ошибками. Два-три года назад акцент делался на накрутке положительных отзывов, однако сейчас проблема все чаще решается с помощью работы отдела качества (при его наличии в компании). Сотрудники с разрешения довольных покупателей сами публикуют их отзывы, увеличивая процент позитивного контента в сети.
Когда SERM дает первые результаты?
Репутация, как известно, формируется годами. Не стоит ожидать чудесного «воскрешения» бренда уже спустя пару недель после старта работ. Как правило, 6 месяцев будет достаточно для того, чтобы появились первые ощутимые результаты и можно было оценить эффективность работы над улучшением репутации.